Полный привод Toyota

Рассмотрим все виды полного привода компании Toyota.

Все первоисточники принадлежат Евгению, Москва, часть иллюстраций взята из их ранних версий с сайта издательства Легион-Автодата.


Условные обозначения: TM — трансмиссия (коробка передач, вариатор), TR — раздаточная коробка, FD — передний дифференциал, RD — задний дифференциал, CD — межосевой дифференциал, CDC — гидромеханическая муфта, VC — вязкостная муфта, EC — электромеханическая муфта.

4WD на исходно-переднеприводных моделях с АКПП

Данные модели имеют поперечное расположение двигателя.

Схема STD I

Постоянный 4WD с симметричным межосевым дифференциалом, блокировка гидромеханической муфтой.

Традиционный Full-Time 4WD Toyota, устанавливаемый на «исходно-переднеприводные» модели, когда-то был действительно постоянным и полным, с тремя дифференциалами (межосевым, передним межколесным, задним межколесным) и равным, в соотношении 50/50, распределением момента между передними и задними колесами.

Toyota 4WD STD I Toyota 4WD STD I

Toyota 4WD STD IНа машинах семейств Corolla (90..110), Corona (190..210), Vista-Camry (20..40), RAV4 (10) применялась блокировка межосевого дифференциала многодисковой гидромеханической муфтой (схема STD I).

Toyota 4WD STD IНажатие кнопки «C.DIFF AUTO» на панели разрешает блоку управления автоматически выбирать коэффициент блокировки в зависимости от условий движения, при отжатой кнопке межосевой дифференциал постоянно остается свободным. Управление блокировкой A241H выполнено на базе коробки передач с гидравлическим управлением и потому менее совершенно. На A540H реализовано полноценное электронное управление с обратной связью (см. ниже).

Номинальным для повседневной езды является именно автоматический режим, его отключение предусматривается только при буксировке машины или использовании запасного колеса-докатки. Максимальный коэффициент блокировки реализуется системой управления при положениях селектора «L» и «R».

После 1994 года на моделях с коробкой A540H кнопка «C.DIFF AUTO» отсутствует — водитель полностью отстранен от управления блокировкой и автоматический режим задействован постоянно.

Следует отметить, что схема STD I являлась наиболее совершенной, надежной и эффективной среди всех вариаций полного привода легковых автомобилей Toyota. К сожалению, после 2002-го модели с такой схемой больше не выпускались.

МодельВыпускТрансмиссияБлокировки дифференциалов
Caldina 1901992-2002A540H+AF2BEмежосевой — гидромеханическая муфта с электронным управлением
Carina 1901992-1996A540H+AF2BEмежосевой — гидромеханическая муфта с электронным управлением
Carina 2101996-08.1998A540H+AF2BEмежосевой — гидромеханическая муфта с электронным управлением
Carina ED 2001993-1998A540H+AF2BEмежосевой — гидромеханическая муфта с электронным управлением
Corolla / Sprinter 901987-1992A241Hмежосевой — гидромеханическая муфта
Corolla / Sprinter 1001992-2002A241Hмежосевой — гидромеханическая муфта
Corolla / Sprinter 1101995-2000A241Hмежосевой — гидромеханическая муфта
Corolla Spacio 1101997-2002A241Hмежосевой — гидромеханическая муфта
Corona 1901992-1996A540H+AF2BEмежосевой — гидромеханическая муфта с электронным управлением
Corona 2101996-12.1997A540H+AF2BEмежосевой — гидромеханическая муфта с электронным управлением
Corona Exiv 2001993-1998A540H+AF2BEмежосевой — гидромеханическая муфта с электронным управлением
Ipsum 101996-04.1998A540H+AF2BEмежосевой — гидромеханическая муфта с электронным управлением
RAV4 101994-2000A540H+AF2BEмежосевой — гидромеханическая муфта с электронным управлением, задний — Torsen (опция)
Sprinter Carib 951988-1995A241Hмежосевой — гидромеханическая муфта
Sprinter Carib 1101995-2002A241Hмежосевой — гидромеханическая муфта
Vista / Camry 201988-1990A540H+AF2BEмежосевой — гидромеханическая муфта с электронным управлением
Vista / Camry 301990-1994A540H+AF2BEмежосевой — гидромеханическая муфта с электронным управлением
Vista / Camry 401994-1998A540H+AF2BEмежосевой — гидромеханическая муфта с электронным управлением

Схема STD II

Постоянный 4WD с симметричным межосевым дифференциалом, блокировка вязкостной муфтой.

Toyota 4WD STD II Toyota 4WD STD II

Во второй половине 90-х Toyota начала переход к новым типам трансмиссий и в стандартной схеме 4WD второго поколения блокировка межосевого дифференциала стала осуществляться «закрытой» вискомуфтой (STD II). Упрощение конструкции отнюдь не повысило надежность, зато существенно ухудшило эксплуатационные характеристики — за счет слишком низкой эффективности вязкостной муфты по сравнению с гидромеханической (замедленное «срабатывание» и отсутствие полной блокировки).

Компоновка с совмещенными передним межколесным и межосевым дифференциалами и вискомуфтой применялась на Toyota и ранее — на моделях с МКПП (см. ниже). Схема нового типа отличается лишь в межосевом дифференциале, где появились пять сателлитов вместо четырех.

Задний дифференциал при стандартной схеме мог быть или свободным, или (опционально) самоблокирующимся дифференциалом типа Torsen.

Примечание. Необходимо пояснить — технический английский язык все самоблокирующиеся дифференциалы называет единым понятием LSD (Limited Slip Diff. — ограниченного проскальзывания или повышенного трения), однако на самом деле они разделяются, как минимум, на блокирующиеся с «закрытой» вискомуфтой, с «открытой» вискомуфтой, фрикционные и механические. «Закрытая» вискомуфта начинена силиконовой жидкостью, но ее внутренняя полость не сообщается с картером редуктора. Во фрикционных частичная блокировка осуществляется за счет осевого смещения шестерен приводных валов и трения о корпус дифференциала (здесь как раз и используется LSD-масло). Дифференциалы Torsen работают на ином техническом принципе и используют обычное трансмиссионное масло.

МодельВыпускТрансмиссияБлокировки дифференциалов
Alphard 102002-2008U140F+MF2AVмежосевой — вискомуфта,
задний — Torsen (опция)
Caldina 215W GTT1997-2002U140F+MF2AVмежосевой — вискомуфта
Caldina 246 GT42002-2007U140F+MF2AVмежосевой — вискомуфта,
задний — Torsen (опция)
Harrier 101997-2003U140F+MF2AVмежосевой — вискомуфта,
задний — Torsen (опция)
Harrier ACU35/GSU3#2003-2013U140F+MF2AV
U151F+MF2AV
центральный — вискомуфта,
задний — Torsen (опция)
Highlander 202000-2003U140F+MF2AVмежосевой — вискомуфта,
задний — Torsen (опция)
Kluger2000-2007U140F+MF2AVмежосевой — вискомуфта,
задний — Torsen (опция)
RAV4 202000-2006U140F+MF2AVмежосевой — вискомуфта,
задний — Torsen (опция)
Lexus RX MCU3#1998-2003U140F+MF2AVмежосевой — вискомуфта,
задний — Torsen (опция)
Lexus RX350 GSU3#2006-2008U151F+MF2AVмежосевой — вискомуфта

Та же схема (постоянный 4WD с симметричным межосевым дифференциалом, блокировка вязкостной муфтой) на исходно-переднеприводных моделях с МКПП:

Toyota 4WD Visc Toyota 4WD Visc

Несколько позднее появилась наиболее распространенная версия с автоматической блокировкой при помощи вязкостной муфты закрытого типа, аналогичная стандартной схеме второго поколения на моделях с АКПП (см. выше).

Toyota 4WD Visc

МодельВыпускКПП/РКБлокировка
Corolla/Sprinter 901987-1991E55F,E59F+EF2AVцентральный — вискомуфта
Corolla/Sprinter 1001991-2002E55F,E59F+EF2AVцентральный — вискомуфта
Corolla/Sprinter 1101995-2000EF55F,E59F+EF2AVцентральный — вискомуфта
Sprinter Carib 951990-1995E57F+EF2AVцентральный — вискомуфта
Sprinter Carib 1101995-2002E55F,E59F+EF2AVцентральный — вискомуфта
Carina 1701990-1992E55F+EF2AVцентральный — вискомуфта
Carina 1901992-1996E56F,E57F+EF2AVцентральный — вискомуфта
Carina 2101996-08.1998E56F,E57F+EF2AVцентральный — вискомуфта
Corona 1701989-1992E55F+EF2AVцентральный — вискомуфта
Corona 1901992-1996E56F,E57F+EF2AVцентральный — вискомуфта
Corona 2101996-12.1997E56F,E57F+EF2AVцентральный — вискомуфта
Caldina 1901992-2002E56F,E57F+EF2AVцентральный — вискомуфта
Caldina 215W1997-2002E150Fцентральный — вискомуфта,
задний — Torsen
Carina ED 2051993-1998E56F+EF2AVцентральный — вискомуфта
Corona Exiv 2051993-1998E56F+EF2AVцентральный — вискомуфта
Celica 1851989-1993E150F,E151F,E152Fцентральный — вискомуфта,
задний — Torsen
Celica 2051993-1999E154Fцентральный — вискомуфта,
задний — Torsen
Camry/Vista 201988-1990E56F2+EF2AVцентральный — вискомуфта
Camry/Vista 301990-1994E56F2+EF2AVцентральный — вискомуфта
Camry/Vista 401994-1998E59F+EF2AVцентральный — вискомуфта
RAV4 202000-2005E352Fцентральный — вискомуфта,
задний — Torsen (опция)

Схема V-Flex

Постоянный передний привод, без межосевого дифференциала, подключение задних колес вискомуфтой.

Toyota 4WD V-Flex Toyota 4WD V-Flex

С 1997 года Toyota на большинстве моделей стала реализовывать полный привод по новой моде, известной под общим названием V-Flex Fulltime 4WD. «Честным» его назвать нельзя — реально это схема с подключаемыми задними колесами. Межосевой дифференциал ушел в небытие, а раздаточная коробка упростилась до простого углового редуктора, через который момент отбирается от коробки передач и отправляется по кардану назад, где перед задним редуктором установлена вязкостная муфта (V-Flex II), срабатывающая и соединяющая хвостовик кардана и входной вал редуктора только если передние колеса начинают «обгонять» задние, то есть при существенной пробуксовке. В остальное время машина остается переднеприводной.

На моделях класса «B» (семейства Starlet, Tercel, а затем первый Vitz) подобная схема упрощенного полного привода с подключаемыми задними колесами появилась еще раньше (в 1990-м), основное отличие — вискомуфта не закреплена на заднем редукторе, а соединяет две части карданного вала (V-Flex I).

Недостатки схемы V-Flex:

  • позднее и замедленное «срабатывание» вискомуфты,
  • невозможность полной блокировки,
  • потенциальная опасность при активной езде,
  • низкая долговечность и надежность самой вязкостной муфты.
МодельВыпускТрансмиссияБлокировки дифференциалов
V-Flex I
bB 302000-2005U340F
Funcargo1999-2005U340F
Ist 602002-2007U340F
Platz1999-2005U340F
Porte 102004-2012U340F
Probox / Succeed2002-..U340F
Raum 101997-2003A244F+CF1A
Raum 202003-2011U340F
Starlet 801989-1996A244F+CF1A
Starlet 901996-1999A244F+CF1A
Tercel / Corsa / Corolla II 401990-1994A244F+CF1A
Tercel / Corsa / Corolla II 501994-1999A244F+CF1A
Vitz 101999-2005U340F+MF1A
Will Cypha2002-2005U340F
V-Flex II
Avensis 2502003-2008A248F
bB 202006-..
Belta2005-2012U441F
Caldina 215G1997-2002A241F,A243F+MF1Aзадний — Torsen (GT)
Caldina 2402002-2007A248F+MF1A
Camry / Camry Gracia / Mark II Qualis V201997-2001A541F
Camry V302001-2006U140F»
Camry V402006-2011U140F»
Carina 21008.1998-2001A241F,A243F+MF1A
Corolla / Fielder / Runx / Allex 1202000-2006U340F,U341F+MF1A
Corolla Axio / Fielder 1402006-2012K310F, K311F
Corolla Spacio 1202001-2007U341F
Corona 21012.1997-2001A241F,A243F+MF1A
Duet1998-2004
Matrix 1302002-2006U341F
Opa2000-2005U341F+MF1A
Passo 102004-2010
Passo 202010-..
Pixis Epoch/Space2011-..
Premio / Allion 2402001-2007U341F+MF1A
Premio / Allion 2602007-..K311F
Ractis 1002005-2010U340F
Sienta2003-..U340F
Vista 501998-2003U240F+MF1A
Vitz 902005-2010U441F
Voltz2002-2004U341F
Will VS2001-2004U341F

Вариант V-Flex на моделях с ручной коробкой передач полностью аналогичен V-Flex, применяемому на моделях с автоматическими коробками передач. Внутренние различия заключаются в установке вискомуфты: у B-класса (Starlet, Tercel, Vitz 10) — между двумя частями кардана, у D-класса (Corona/Carina/Caldina 210) — на заднем редукторе.

МодельВыпускКПП/РКБлокировка
Starlet 80,901989-1999C50F+CF1A
Tercel 40,501990-1999C50F+CF1A
Vitz/Platz 10,201999-2005C50F+CF1A
Probox/Succeed 502002-..C50F+CF1A
Carina 21008.1998-2001S55F+EF2A
Corona 21012.1997-2001S55F+EF2A
Caldina 215G1997-2002S55F+EF2Aзадний — Torsen (GT)

Особенности 4WD на Caldina 215

Калдины в 210-х кузовах с августа 1997 года выпускались в комплектациях:

КузовИсполнениеДвигательПривод
211GE7A-FE2WD
216GE3C-TE4WD
210/215GE3S-FE2WD/4WD
210/215GG3S-FE2WD/4WD
210G/215GGT3S-GE2WD/4WD
215WGT-T3S-GTE4WD

Схемы полного привода на вариантах 215G и 215W различаются радикально. В старых добрых тойотовских традициях FullTime 4WD, устанавливаемый на исходно-переднеприводные модели, действительно был постоянным и полным, с тремя дифференциалами, в том числе межосевым, расположенным в общем картере с коробкой передач. Центральный дифференциал блокировался — или принудительно сервоприводом (C.Diff Lock), или самостоятельно вискомуфтой, или же автоматически, гидромеханической муфтой с электронным управлением (C. Diff Auto). Но теперь все стало по-другому…

Принципиальные схемы реализации 4WD Caldina 215

Принципиальные схемы реализации полного привода Caldina 215.

4WD Toyota Caldina 215GНа калдинах 215G полный привод реализован по новой моде, известной под общим названием V-Flex Fulltime 4WD. «Честным» его назвать сложно — реально это схема с подключаемым задним мостом (точнее, колесами). Межосевой дифференциал ушел в небытие, и момент, отбираемый в коробке передач, через раздатку (скорее, представляющую собой просто угловой редуктор), сразу отправляется по кардану назад. Но теперь перед задним редуктором установлена вязкостная муфта, срабатывающая и соединяющая хвостовик кардана и входной вал редуктора только если передние колеса начинают «обгонять» задние (то есть при пробуксовке). В остальное время машина остается переднеприводной. Однако обходиться совсем без блокировок было бы неинтересно, поэтому на версию GT устанавливается задний самоблокирующийся дифференциал типа Torsen.

4WD Toyota Caldina 215WНа 215W схема построения полного привода традиционная и полноценная, с блокируемым межосевым дифференциалом, размещенным в картере КПП (хотя блокировка теперь, увы, только с помощью «закрытой» вискомуфты). Момент передается карданом непосредственно на вход редуктора, где установлен обычный свободный дифференциал (на версии с автоматической коробкой) или же самоблокирующийся дифференциал Torsen (на машине с механикой).

Что и куда заливать?

Что стоит и чего не стоит использовать в наших условиях, мы уже неоднократно писали, а вот так, по крайней мере, предписывает производитель:

АКППОбъемМаслоРаздаткаОбъемМасло
A245E7,6ATF Type T-IV
A247E7,7ATF D-II
A241F8,1ATF D-IIMF1A0,9ТМ GL-5 75W-90
A243F8,1ATF D-IIMF1A0,9ТМ GL-5 75W-90
U140F8,1ATF Type T-IVMF2AV1,0ТМ GL-5 75W-90
МКППОбъемМаслоРаздаткаОбъемМасло
C581,9ТМ GL-3 SAE75W-90
S55F2,1ТМ GL-3 SAE75W-90MF1A0,9ТМ GL-5 75W-90
E150F5,2ТМ GL-5 SAE75W-90EF1AVкартер КПП объединен
с картером раздатки

* — ТМ — трансмиссионное масло.

** — во всех указанных коробках передний дифференциал «интегрированный» (т.е. совмещен с картером КПП и отдельно заливать в него масло не надо).

*** — «GL-3» у нас сразу принято читать как «GL-4».

Задний дифференциал — трансмиссионное масло для гипоидных передач GL-5 SAE85W-90 (0,5 л — V-Flex, 0,9 л — GT-T).

В вискомуфте подключения заднего моста залито «LSD-масло», но на самом деле пытаться ее разбирать и выковыривать заглушки не стоит.

Чем плох V-Flex?

  • Чтобы муфта начала работать, по определению необходима пробуксовка передних колес. Только при этом появится ощутимая разность частоты вращения между ее дисками, начнется разогрев и «затвердевание» рабочей жидкости. Но вот машина может «закопаться» быстрее, чем ее успеют стронуть задние колеса.
  • Блокировка вязкостной муфтой никогда не бывает стопроцентной и при максимальном усилии диски все равно будут проскальзывать.
  • Перегрузку легче переносят массивные элементы настоящего 4WD с жесткими связями, чем элементы довольно нежной муфты.
  • Подключаемый вискомуфтой задний привод потенциально опасен при быстрой езде, особенно в повороте — поэтому во избежание случайного подключения моста (с забросом машины и всеми вытекающими последствиями) муфту делают с «мягкой характеристикой», чтобы она реагировала только на достаточно большую и длительную разницу в частоте вращения — что совсем не идет на пользу проходимости.

В общем, по своей функциональности V-Flex хуже полноценного 4WD, который стоял на 195-й Caldin’е, но тем не менее лучше, чем ничего — просто «полный привод на всякий случай».

Машину на подъемнике заводили — так задние колеса тоже крутятся? Почему?

Если запустить промороженную зубилку и бросить сцепление, то машина даже на нейтрали покатится вперед — потому что масло в коробке густое. Вот также и через муфту, за счет внутреннего трения в жидкости, минимальное усилие передается постоянно. Для реального применения его не хватит, но вращать свободно висящее колесо удастся без труда.

Какие болезни у V-Flex?

  • Самое неприятное — когда машина сколь угодно долго буксует одним из передних колес, но задние и не думают подключаться. Если речь не идет о попытке преодоления экстремального бездорожья, то с большой вероятностью пришел конец самой вязкостной муфте (41330D). Но новая (p/n 41330-12020) стоит в районе 1100$, так что остается или пройтись по разборкам (здесь весь задний редуктор в сборе ~400), или смириться с «моноприводностью». По счастью, эта проблема достаточно редка.
  • Значительно более распространена другая — свист (или скрежет) опорных подшипников вискомуфты (на рисунке — 41330G и 41330F). Но ничего страшного, эти подшипники (p/n 90363-95003 и 90363-65002) съемные и вместе стоят в пределах 30$ (менять лучше оба — «чтоб два раза не ходить»). При неудачном раскладе могут еще потребоваться другие пылеотражатели подшипников (на рисунке p/n 41252).

Схема ATC

Постоянный передний привод, без межосевого дифференциала, подключение задних колес электромеханической муфтой.

Toyota 4WD ATC Toyota 4WD ATC

Система ATC (Active Torque Control) используется на тойотах с 1998 г. и в многом похожа на V-Flex, но вместо вязкостной муфты для подключения задних колес применена электромеханическая. Система управления автоматически поддерживает запрограммированное значение передаваемого на задние колеса момента. После 2012-го на некоторых моделях система получает обозначение DTC (Dynamic Torque Control).

Стоит отметить, что с активным внедрением VSC (у японских марок — со второй половины 2000-х) и появлением эмуляции блокировок межколесных дифференциалов с помощью тормозной системы начался новый этап развития полного привода. У некоторых производителей связка подключаемого 4WD и ESP может дать больший эффект, чем даже иные варианты постоянного полного привода, неспособные бороться с «диагональным вывешиванием». Но, сравнивая реальное поведение современных «легковых» 4WD от разных производителей, приходится признать — по крайней мере в 2005-2012 гг., тойотовские настройки ATC 4WD являлись одними из наихудших.

Недостатки конструкции:

  • быстрый перегрев и отключение муфты под нагрузкой;
  • посредственная эффективность;
  • износ опорных подшипников муфты.

Система может иметь несколько вариантов реализации управления:

Toyota 4WD ATC Toyota 4WD ATC

  • С кнопкой «AUTO» (легковые модели и минивэны) — режимы «AUTO 4WD» и «2WD». В выключенном состоянии привод осуществляется только на передние колеса, во включенном — блоку разрешается управление автоматическим подключением задних колес.
  • С кнопкой «LOCK» (паркетники) — режимы «AUTO 4WD» и «LOCK». Обычным является режим автоматического управления подключением полного привода, нажатие кнопки заставляет блок поддерживать максимально возможную степень блокировки электромеханической муфты.
  • Без кнопок (некоторые модели японского рынка) — постоянно задействован режим автоматического управления полным приводом.
МодельВыпускТрансмиссияБлокировки дифференциалов
Alphard / Vellfire 202008-..U660F
Auris 1502007-2012K310F,K311F
Auris 1802012-..K310F
Blade 1502007-2012K112F
Corolla Axio / Fielder 1602012-..K310F
Corolla Rumion 1502007-..
Estima 401999-2006U140F»’
Estima 502006-..U660F»’
Gaia1998-2004A243F+MF1A
Harrier 602013-..
Ipsum 1004.1998-2001A243F+MF1A
Ipsum 202001-2009A243F+MF1A
Isis2004-..K111F
Ist 1102007-..
Lexus RX GGL152008-..U660F
Mark X Zio2007-..K112F
Matrix 1402008-2013U140F»
Nadia1998-2003A243F+MF1A
Noah / Voxy 602001-2007K111F,A248F
Noah / Voxy 702007-..K111F
Porte / Spade 1402012-..K310F
Ractis 1202010-..K310F
RAV4 / Vanguard 302006-..K111F,K112F,U151F,U660F
RAV4 402013-..K111F,U660F,U760F
Sienna 302010-..U660F
Venza 102008-..U660F, U760F
Vitz 1302010-..K310F
Wish 102003-2009U341F
Wish 202009-..K311F

Привод ATC моделей с ручной коробкой передач полностью аналогичен таковому на моделях с автоматическими коробками передач.

МодельВыпускКПП/РКБлокировка
RAV4 302006-..E352F, E359F, EA64F, EB61F
Urban Cruiser 1102009-..EC65F

Схема VSC+

Постоянный полный привод, с симметричным межосевым дифференциалом, электронная эмуляция блокировок.

Toyota 4WD VSC+

VSC+ является вариацией стандартной схемы второго поколения без муфт блокировки дифференциалов. Вместо них эмуляция блокировок осуществляется при помощи системы VSC/TRC/ABS — буксующее колесо принудительно подтормаживается, тем самым момент на другом колесе той же оси увеличивается. Аналогично удается перераспределять момент между передней и задней осями. Эффективность данной схемы даже в не самых сложных условия оставляет желать лучшего.

МодельВыпускТрансмиссияБлокировки дифференциалов
Harrier MCU352003-2006U140F’
Highlander 202003-2007U140F’
Highlander 402007-..U151F
Sienna 202003-2010U151F
Lexus RX MCU352003-2006U140F’+MF2A

4WD на исходно-заднеприводных моделях с АКПП

Схема Part-Time — Hub

Постоянный задний привод, подключаемые передние колеса, без межосевого дифференциала.

Toyota 4WD Part-Time Hub Toyota 4WD Part-Time Hub

Toyota 4WD Part-Time HubОдин из самых простых видов полного привода — с жестко подключаемым передним мостом. Для тяжелых условий в раздаточной коробке имеется понижающая передача (планетарного типа), работающая в режиме полного привода.

Управление раздаточной коробкой осуществляется рычагом, а соединение передних приводных валов с колесами — механическими муфтами свободного хода («хабами») с ручным включением.

Toyota 4WD Part-Time HubВо втором варианте этой схемы используются электроприводы хабов и подключения 4WD в раздаточной коробке.

«+» Относительная простота конструкции, понижающая передача.

«-» Использовать режим «4WD» можно только на скользком покрытии (в дождь, на льду, на снегу) и ограниченное время. В противном случае растет шум, расход топлива, ухудшается управляемость, а главное — сильно изнашивается резина и собственно элементы трансмиссии. Механические хабы достаточно надежны, но не слишком удобны, электрические — далеки от идеала по надежности и живучести.

Порядок подключения:

  • 2WD→4WD — на скорости до 80 км/ч при сброшенном газе, не включать во время буксования (только после полной остановки).
  • 4WD→2WD — при любой скорости.
  • 4WD-H→4WD-L — при неподвижном автомобиле и положении «N» селектора АКПП (все переключения, связанные с переходом через нейтраль раздаточной коробки, должны выполняться при отсоединенном от колес двигателе).
  • 4WD-L→4WD-H — при неподвижном автомобиле и положении «N» селектора АКПП.
МодельВыпускТрансмиссияБлокировки дифференциалов
4Runner 1851995-2000A340Fзадний — механика (опция)
HiAce H10#..12#1989-1995A45DF,A340F + HF1Aзадний — LSD (опция)
LiteAce/TownAce 301992-1996A45DF + HF1Aзадний — LSD (опция)
Tacoma 160-1701995-2000A340Fзадний — механика (опция)

Схема Part-Time — ADD

Постоянный задний привод, подключаемые передние колеса, без межосевого дифференциала.

Toyota 4WD Part-Time ADD Toyota 4WD Part-Time ADD

Чтобы максимально облегчить подключение переднего привода и при этом уйти от электрических хабов, тойотовцы внедрили систему ADD (Automatic Disconnecting Differential), которая с помощью пневмопривода разъединяет одну из передних полуосей. В результате вращение от колес уже не передается на передний кардан, однако механизм редуктора постоянно смазывается.

Управление полным приводом здесь или чисто электрическое (кнопка «4WD» на рычаге раздаточной коробки) или полу-механическое при помощи рычага, аналогичного PT-Hub. На более современных моделях рычаг заменен контроллером.

Toyota 4WD Part-Time ADD Toyota 4WD Part-Time ADD

Порядок подключения:

  • 2WD→4WD — до 80 км/ч и при сброшенном газе, не включать во время буксования.
  • 4WD→2WD — при любой скорости.
  • 4WD-H↔4WD-L — при неподвижном автомобиле и положении «N» селектора АКПП.
МодельВыпускТрансмиссияБлокировки дифференциалов
4Runner 1851995-2002A340Fзадний — механика (опция)
FJ Cruiser2006-A750Fзадний — механика (опция)
Hilux NG 202004-A340F,A343F,A750Fзадний — механика/LSD (опция)
HiLux Surf 1301989-1995задний — LSD (опция)
HiLux Surf 1851995-07.1998A340Fзадний — LSD (опция)
HiLux N16#,17#1997-2004A343Fзадний — LSD (опция)
Land Cruiser 90 (GX)1996-2002A343Fзадний — LSD (опция)
Tacoma 160-1701995-2004A340Fзадний — механика (опция)
Tacoma 2002004-A340F,A750Fзадний — механика/LSD (опция)
Tundra 401999-2006A340F,A750Fзадний — LSD (опция)
Tundra 502006-..A750F,AB60F

Схема Multi-Mode

Постоянный полный привод с возможностью отключения передних колес, несимметричный межосевой дифференциал с жесткой принудительной блокировкой или LSD типа Torsen.

Toyota 4WD MultiMode Toyota 4WD MultiMode

В данной схеме тоже присутствует подключаемый (точнее — «отключаемый») передний привод с системой ADD, но в раздаточной коробке появился несимметричный межосевой цилиндрический дифференциал (соотношение момента на передних и задних колесах — 40:60). Благодаря этому использовать полный привод можно постоянно в любых условиях, и отключать передок только при необходимости максимальной экономии.

«+» Постоянный полный привод в сочетании с потенциальным экономичным режимом.

«-» Явное и откровенно лишнее переусложнение конструкции.

На современных моделях система дополняется функциями «AUTO LSD» (в режиме 2WD подтормаживает при пробуксовке одно из задних колес, эмулируя частичную блокировку заднего дифференциала) и «A-TRAC» (противобуксовочная система, ограничивающая отдачу двигателя при старте или ускорении на скользком покрытии).

Toyota 4WD MultiMode Toyota 4WD MultiMode Toyota 4WD MultiMode

  • H2↔H4 — до 100 км/ч и при сброшенном газе, не включать во время буксования.
  • H4H→H4L — до 100 км/ч, не включать во время буксования.
  • H4L↔L4L — при неподвижном автомобиле и положении «N» селектора АКПП.
  • H2↔H4 — до 100 км/ч (при температуре ниже -15°C — до 70 км/ч).
  • H4↔L4 — при неподвижном автомобиле и положении «N» селектора АКПП.
  • Блокировка межосевого дифференциала — до 100 км/ч.
МодельВыпускТрансмиссияБлокировки дифференциалов
4Runner 1851998-2002A340Fмежосевой — механика, задний — механика (опция)
4Runner 2152002-2009A340F,A750Fмежосевой — механика, задний — механика (опция)
HiLux Surf 1851995-2002A340Fмежосевой — механика
задний — LSD (опция)
HiLux Surf 2152002-2009A343F,A750Fмежосевой — механика
задний — LSD (опция)
Sequoia 452000-2007A340F,A750Fмежосевой — механика (-2004)/Torsen + механика (2004-)
Sequoia 652007-..A750F,A760F,AB60Fмежосевой — Torsen + механика

Схема Full-Time V

Постоянный полный привод, с симметричным межосевым дифференциалом, блокировка вязкостной муфтой.

Toyota 4WD Full-Time V Toyota 4WD Full-Time V

Основная для вэнов Toyota схема постоянного полного привода — с межосевым дифференциалом, блокирующимся при помощи вискомуфты закрытого типа.

«+» Постоянное использование полного привода, нет необходимости в управлении.

«-» Вискомуфта не обеспечивает полной блокировки, нет понижающей передачи.

МодельВыпускТрансмиссияБлокировки дифференциалов
HiAce KZH10#..12#1993-1995A340F+TF1BVмежосевой — вискомуфта
задний — LSD (опция)
HiAce/RegiusAce 1001995-2004A45DF,A340F+TF1BVмежосевой — вискомуфта
задний — LSD (опция)
HiAce/RegiusAce 2002004-..A340F,A343F+TF1BVмежосевой — вискомуфта
задний — LSD (опция)
Regius/Touring HiAce 401997-2004A43DF,A45DF,A343F+ TF1BVмежосевой — вискомуфта
задний — LSD (опция)
Granvia/Grand HiAce 10..201995/97-2004A343F+ TF1BVмежосевой — вискомуфта
задний — LSD (опция)
Estima 201990-1999A46DF,A340F+ TF1AVмежосевой — вискомуфта
Estima Emina/Lucida 201992-1999A43DF,A45DF,A46DF+ TF1AVмежосевой — вискомуфта
LiteAce/TownAce 851999-2007A44DF+ TF1BVмежосевой — вискомуфта
LiteAce/TownAce Noah 501996-2007A44DF,A45DF+ TF1BVмежосевой — вискомуфта

Схема Full-Time H (i-Four)

Постоянный полный привод, с несимметричным межосевым дифференциалом, блокировка гидромеханической муфтой.

Toyota 4WD Full-Time H (i-Four) Toyota 4WD Full-Time H (i-Four)

На легковых топ-моделях Toyota используется продвинутая схема 4WD, аналогичная по принципу работы STD I исходнопереднеприводных машин. Постоянный полный привод с межосевым дифференциалом (распределение момента между передней и задней осями — 30:70), блокировка — гидромеханической муфтой с электронным управлением (коэффициент блокировки переменный).

Toyota 4WD Full-Time H (i-Four)

Система полного привода, носящая фирменное обозначение «i-Four», впервые появилась на автомобилях Toyota в 1992 году. С тех пор она успешно применяется на моделях семейств Mark II и Crown разных поколений, а с середины 2000-х — на родственных им моделях Lexus GS и IS.

Схема использовалась на АКПП A340H (второго поколения) и A341H, а затем и на более современных автоматах A750H, A760H, A761H, совмещенных с раздаточной коробкой UF1AE.

Тип привода — постоянный полный. Межосевой дифференциал — цилиндрический, несимметричный (распределение момента между передней и задней осями — 30:70).

Toyota 4WD Full-Time H (i-Four)

Раздаточная коробка (принципиальная схема). 1 — солнечная шестерня, 2 — эпицикл, 3 — водило, 4 — сателлит, 5 — задний выходной вал, 6 — многодисковая муфта блокировки, 7 — выходной вал коробки передач, 8 — цепь, 9 — передний выходной вал.

Блокировка — многодисковой гидромеханической муфтой с электронным управлением, коэффициент блокировки переменный.

Toyota 4WD Full-Time H (i-Four)

Многодисковая муфта. 1 — входной вал раздаточной коробки / выходной вал коробки передач, 2 — пакет фрикционов, 3 — ступица муфты, 4 — задний выходной вал, 5 — поршень.

Управление осуществляется электронным блоком ABS, на основании показаний датчиков частоты вращения колес, датчика положения рулевого колеса и датчика положения дроссельной заслонки. Непосредственное управление — с помощью линейного электромагнитного клапана, модулятора и золотникового клапана в блоке клапанов раздаточной коробки.

Toyota 4WD Full-Time H (i-Four)

«+» Постоянный полный привод, не требует вмешательства водителя.

«-» Не обеспечивается полная блокировка, переусложненная конструкция (кроме гидро/электронной части, система тесно связана с ABS/VSC).

МодельВыпускТрансмиссияБлокировки дифференциалов
Aristo 1401992-1997A340H + UF1AEмежосевой — г/м муфта
Brevis 102001-2007A340H + UF1AEмежосевой — г/м муфта
Crown 1401992-1995A340H + UF1AEмежосевой — г/м муфта
Crown 1501995-1999A340H,A341H + UF1AEмежосевой — г/м муфта
Crown 1701999-2004A340H,A341H + UF1AEмежосевой — г/м муфта
Crown 1802003-2008A750H,A760H,A761H + UF1AEмежосевой — г/м муфта
Crown 2002008-2013A760H + UF1AEмежосевой — г/м муфта
Crown 2102013-..A760H + UF1AEмежосевой — г/м муфта
Lexus IS 202005-2013A760H + UF1AEмежосевой — г/м муфта
Lexus IS 302013-..A760H + UF1AEмежосевой — г/м муфта
Lexus GS 1902005-2011A760H + UF1AEмежосевой — г/м муфта
Lexus GS 102011-..A760H + UF1AEмежосевой — г/м муфта
Mark II 901993-1996A340H + UF1AEмежосевой — г/м муфта
Mark II 1001996-2000A340H + UF1AEмежосевой — г/м муфта,
задний — LSD (опция)
Mark II 1102000-2004A340H + UF1AEмежосевой — г/м муфта,
задний — Torsen (опция)
Mark II Blit 1102002-2007A340H + UF1AEмежосевой — г/м муфта
Mark X 1202004-2009A340H + UF1AEмежосевой — г/м муфта
Mark X 1302009-..A340H + UF1AEмежосевой — г/м муфта
Progres 101999-2007A340H + UF1AEмежосевой — г/м муфта

Схема Full-Time T

Постоянный полный привод, с несимметричным межосевым дифференциалом, блокировка г/м муфтой.

Toyota 4WD Full-Time T

На высшей тойотовской модели используется несколько упрощенная, по сравнению с FT-H, схема 4WD — с несимметричным (40:60) механическим дифференциалом типа Torsen и шестеренной передачей к валу привода передних колес в раздатке.

МодельВыпускТрансмиссияБлокировки дифференциалов
Lexus LS 402006-..AA80Fмежосевой — LSD Torsen

Схема Full-Time TL (Dual Range Diff Lock)

Постоянный полный привод, несимметричный межосевой дифференциал LSD Torsen с возможностью жесткой принудительной блокировки, понижающая передача.

Toyota 4WD Full-Time TL

Современные средне- и полноразмерные джипы/внедорожники получили постоянный полный привод с несимметричным механическим дифференциалом типа Torsen, жесткой блокировкой дифференциала, цепной передачей к валу привода передних колес, понижающей передачей. Распределение момента между передними и задними колесами — 40:60 (исходное), динамическое распределение в разных условиях движения — от 28:72 до 58:42.

Toyota 4WD Full-Time TL Toyota 4WD Full-Time TL Toyota 4WD Full-Time TL Toyota 4WD Full-Time TL Toyota 4WD Full-Time TL Toyota 4WD Full-Time TL

На младших комплектациях переключение выполняется одним рычагом (LC 120) или контроллером, обеспечивая три режима — H4F, H4L, L4L. В других версиях управление понижающей передачей и блокировкой межосевого дифференциала разделено, позволяя дополнительно реализовать режим L4F.

  • H4↔L4 — при неподвижном автомобиле и положении «N» селектора АКПП.
  • Блокировка межосевого дифференциала — до 100 км/ч.
МодельВыпускТрансмиссияБлокировки дифференциалов
4Runner 2852009-..A750Fмежосевой — LSD Torsen + механика, задний — механика (опция)
Fortuner 502005-..A340F,A750F + VF4Bмежосевой — LSD Torsen + механика, задний — LSD/механика (опция)
Land Cruiser Prado 1202002-2010A340F,A343F,A750F + VF4BMмежосевой — LSD Torsen + механика, задний — фрикционный LSD или механика (опция)
Land Cruiser Prado 1502009-..A343F,A750F + VF4BMмежосевой — LSD Torsen + механика, задний — механика (опция)
Land Cruiser 2002007-..A750F,AB60F + JF2Aмежосевой — LSD Torsen + механика, задний — фрикционный LSD или механика (опция)
Lexus GX 1502009-..A750F,A760F + VF4BMмежосевой — LSD Torsen + механика
Lexus LX 2002007-..AB60F + JF2Aмежосевой — LSD Torsen + механика

4WD на исходно-переднеприводных моделях с МКПП

Стандартная схема — DiffLock

Постоянный полный привод, с симметричным межосевым дифференциалом, принудительная жесткая блокировка.

Toyota 4WD DiffLock Toyota 4WD DiffLock

Пожалуй, это самый ранний тип тойотовского FullTime 4WD для «исходно-переднеприводных» моделей. Привод действительно постоянный, с симметричным межосевым дифференциалом и принудительной жесткой блокировкой.

Toyota 4WD DiffLockНажатие кнопки «C.DIFF LOCK» активирует электропневмоклапан, подающий разрежение к пневмоприводу, который сдвигает тягу блокировки дифференциала. Если тяга переместилась успешно и дифференциал заблокирован, то срабатывает концевой выключатель и на комбинации приборов загорается соответствующий индикатор. В некоторых случаях вместо кнопки использовался вытяжной переключатель.

С одной стороны, это единственный способ обеспечить стопроцентную блокировку, с другой — он накладывает ряд ограничений и требует внимания от водителя: не рекомендуется двигаться более одного часа или развивать скорость более 60 км/ч с заблокированным дифференциалом, блокировку нельзя включать непосредственно во время буксования.

Toyota 4WD DiffLock

Данная схема практически всегда использовалась на моделях без ABS, отчасти и поэтому с середины 90-х она стала постепенно сходить на нет. В настоящее время подобных машин не выпускается.

МодельВыпускКПП/РКБлокировка
Corolla/Sprinter 901987-1991E55F5+EF2Aцентральный — мех. блокировка
Corolla/Sprinter 1001991-2002E55F5+EF2Aцентральный — мех. блокировка
Corolla/Sprinter 1101995-05.1997EF55F5+EF2Aцентральный — мех. блокировка
Sprinter Carib 951990-1995E57F5+EF2Aцентральный — мех. блокировка
Sprinter Carib 1101995-05.1996E55F5+EF2Aцентральный — мех. блокировка
Carina 1701988-1992E55F5+EF2Aцентральный — мех. блокировка
Corona 1701988-1992E55F5+EF2Aцентральный — мех. блокировка
Camry/Vista 201988-1990E55F5+EF2Aцентральный — мех. блокировка
RAV4 101994-2000E250Fцентральный — мех. блокировка, задний — Torsen (опция)

Первоисточники

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*